2 класс

Давайте обсудим – что значит в жизни ребенка переход во второй класс.

Как правило во второй класс дети переходят уже как «состоявшиеся» школьники. Время непростого привыкания детей к упорядоченному обучению, к новому режиму дня, к новому общению с учителями и одноклассниками завершен. В это время маленький ученик уже имеет хорошее представление о том, что ему ждать от школы. Эти представления во основном сформированы еще в первом классе: «Я считаю, что во втором классе у меня все будет так же прекрасно, как и в первом»; «В прошлом году я не очень радовал родителей оценками. Считал плохо.». Очень похоже думают и родители второклассников.

Самооценка выражает представление человека о себе и его отношение к самому себе. Она получается из результатов собственной деятельности и оценок со стороны других людей. В основе положительной самооценки школьника находятся его личные успехи в обучении плюс положительная оценка со стороны близких взрослых людей.

Младший школьный возраст считается очень важным в становлении самооценки. Она становится более сложной, развитой, более взрослой, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной. Это происходит с внедрением ребенка в труднейший процесс постоянного обучения. В школе ребенок становится объектом постоянных социально-нормированных оценок, и это заставляет его активно искать пути соответствия этим оценкам.

Такое положение дел «обращает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, оснащает способами оценивания и критериями оценок, обучает соизмерять с ними собственные поступки. Все это ведет к становлению у ребенка внутренней оценки, развитию отношения к собственному «Я», как к уникальному объекту познания.

Самооценка второклассников в учебе очень отличается от таковой у первоклассников. Большинство первоклассников обладают высокой самооценкой. Дети имеют представление себе как о «хорошем», «умном» и хорошо оценивают свои школьные достижения уже только потому, что они очень старались, хотели все сделать лучше. Во втором же классе у большинства школьников самооценка в учебе резко идет на спад. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление имеет название «феномена вторых классов».

Такое снижение самооценки у второклассников объясняется повышением критичности школьников к самому себе, их развивающейся способностью оценивать качество результатов своей учебной работы. Но возможности детей в оценке результатов своей умственной работы еще не очень развиты, они еще только начинают обучаться этому сложному процессу. Отсюда и получаются неуверенность в себе, снижение самооценки.

Для детей младшего школьного возраста основная трудность заключается в том, что критерии, по которым учителя оценивают их работу, являются для маленьких школьников недостаточно ясными. Важным вопросом является проблема школьных оценок и отметок и отношение к ним детей и их родителей. В этой связи умение выступить с докладом или презентацией на интересную тему является очень положительным моментом в оценке ребенка. Пусть даже, на первых этапах этот доклад или презентация сделаны не им самим, а с помощью родителей или нашего сайта.

Дополнительная информация